Классификация детеарушениями слуха


Принципы определения инвалидности при тугоухости и глухоте

Доклад для учителей-дефектологов по теме "Дети снарушением слуха", в котором раскрыта классификация детей с нарушением слуха, описаны методы работы с данной категорией детей и предложены игры для развития речи учащихся.

О детях, имеющих отклонения умственного развития, известно еще со времен Аристотеля. Тогда такие дети просто уничтожались.

В дальнейшем, с развитием медицины, стали вставать и вопросы помощи таким детям. Большой вклад в развитие данного направления внесли ученые того времени, такие, как французский врач-психиатр Филипп Пинель, его ученик Жан-Этьен-Доминик Эскироль, Жан Итар.

В России вопросами, связанными с аномальными детьми, занимались И.В. и Е.Х.Маляревские, Е.К. Грачева и др.

К аномальным детям относят и детей с нарушением слуха. Глухота – полное отсутствие слуха или такая форма его понижения, при которой разговорная речь воспринимается лишь частично, с помощью слуховых аппаратов.

Тугоухость – снижение слуха на оба уха, при котором возникают затруднения в восприятии речи, однако при усилении голоса это восприятие становится возможным.

Существует несколько классификаций детей с нарушениями слуха. Одной из распространенных классификаций глухих детей является классификация, разработанная Л.В. Нейманом.

В медицине в настоящее время при оценке состояния слуха детей используется Международная классификация нарушений слуха. Средняя потеря слуха определяется в области частот 500,1000,2000 Гц.

  1. 1-я степень тугоухости - снижение слуха не превышает 40дБ;
  2. 2-я степень тугоухости - снижение слуха от 40 до 55дБ;
  3. 3-я степень тугоухости – снижение слуха от 55 до 70 дБ;
  4. 4-я степень тугоухости – снижение слуха от 70 до 90 дБ.

Снижение слуха более чем на 90 дБ определяется как глухота.

Педагогическая классификация детей с нарушениями слуха Р.М. Боскис построена на психологическом изучении взаимодействия слуха и речи. Теоретической основой классификации являются положения, определяющие своеобразие развития ребенка с нарушениями слухового анализатора.

  1. Нарушение слухового анализатора у ребенка необходимо рассматривать в его принципиальном отличии от подобного недостатка у взрослых. У взрослых людей к моменту нарушения слуха речь сформирована, а дефект слухового анализатора оценивают с точки зрения возможности общения на основе слуха. Утрата  слуха в детстве влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов. Нарушается речевое развитие ребенка. Если же глухота возникает рано, это приводит к полному отсутствию речи. Немота препятствует нормальному формированию словесного мышления, что ведет к нарушению познания.
  2. Для правильного понимания развития ребенка с недостатком слуха важно учитывать возможность самостоятельного овладения речью. Нарушение слуха, с одной стороны, препятствует нормальному развитию речи, с другой стороны, нормальное функционирование слухового анализатора находится в зависимости от уровня речевого развития. Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем больше возможностей использовать остаточный слух. Человек, владеющий языком, имеющий достаточный словарный запас, способен лучше воспринимать обращенную речь, т.к. улавливает знакомые слова и фразы по смыслу, в контексте фразы. Дети, у которых речь развита лучше, производят впечатление слышащих. Чем лучше у ребенка слух, тем больше возможностей для самостоятельного развития речи на основе подражания речи окружающих.
  3. Р.М. Боскис рассматривает недостаточность слуха у ребенка с точки зрения развития речи при данном нарушении слуха. Чем лучше речь у ребенка, тем больше возможностей использовать свой слух. При глухоте обнаруживается потеря слуха выше 80 дБ. В том случае, если при аудиометрии обнаружено снижение слуха меньше 80 дБ, говорят о тугоухости.

Педагогическая классификация детей с недостатками слуха, разработанная Р.М. Боскис, построена на критериях, учитывающих своеобразие развития детей с отклонениями в функции слухового анализатора. Р. М. Боскис выделила 2 основные группы детей с недостатками слуха – глухие и слабослышащие.

К группе слабослышащих детей относят тех, у кого наблюдается снижения слуха, но возможно самостоятельное развитие речи. В зависимости от речевого развития выделяют 2 группы слабослышащих детей:

  • Слабослышащие, которые обладают относительно развитой речью с небольшими недостатками;
  • Слабослышащие с глубоким недоразвитием речевой функции.

Среди глухих также выделяют 2 группы детей в зависимости от времени возникновения дефекта:

  • Ранооглохшие дети, потерявшие слух на 1-2 году жизни или родившиеся неслышащими;
  • Позднооглохшие дети, т.е. потерявшие слух в 3-4 года, а также позже, сохранившие речь в связи с более поздним возникновением глухоты. Термин «позднооглохшие» носит условный характер, т.к. данную группу детей характеризует не время наступления глухоты, а факт наличия речи при отсутствии слуха. Позднооглохшие дети составляют особую категорию детей со сниженным слухом.

Дефект слуха в первую очередь отрицательно влияет на формирование речи, т. е. той психической функции, которая в наибольшей степени зависит от состояния слухового анализатора. Таким образом, на основе оценки состояния слуха, уровня развития речи с учетом времени наступления слухового дефекта выделяют 4 группы детей с нарушениями слуха и речи.

Существует также классификация глухих детей со сложным дефектом, т.е. аномалии слухового анализатора сочетаются с нарушениями работы других органов и систем организма.

При нарушении слуха уровень развития речи неодинаков и зависит от следующих факторов: степень нарушения слуха: время возникновения дефекта слухового анализатора; педагогические условия, в которых находился ребенок после нарушения функционирования слухового анализатора; индивидуальные особенности самого ребенка.

Каждый из вышеперечисленных факторов играет огромное значение при оценке речи детей. Степень снижения слуха и развитие речи у детей находятся в прямой зависимости. Чем больше у ребенка снижен слух, тем сильнее страдает речь. Если снижение слуха незначительное, то отклонения речи не резко выражены. Если наблюдается тяжелая степень снижения слуха, ребенок остается немым до начала специального образования. При средней степени снижения слуха отмечаются нарушения в фонетической, лексической, грамматической стороне речи. Слух может быть нарушен в разные периоды жизни ребенка. От временного фактора зависит наличие или отсутствие  вторичных  проявлений дефекта. Чем раньше возникло нарушение, тем больше оно отражается на формировании  речевой функции. Потеря слуха у ребенка до двухлетнего возраста, когда речь еще не сформирована, ведет к полному отсутствию речи. Потеря слуха до 3-3.5 лет приводит к утрате сформированной речи. Речь почти полностью распадается при полной потере слуха в 4-5 лет, если специальное обучение не начато сразу. Потеря слуха в 6-7 лет приводит к резкому искажению речи ребенка, и без специальной педагогической помощи речь будет постепенно ухудшаться. Если слух у ребенка потерян после 7 лет, имеются навыки овладения грамотой, то речь может быть сохранена при условии систематической коррекционной работы.

При частичной потере слуха у детей временной фактор также является очень важным - он определяет уровень развития речи. После 3 лет снижение слуха вызывает меньшие отклонения в развитии речи.

Таким образом, уровень развития речи у детей с нарушениями слуха во многом определяется временем возникновения слухового дефекта. Педагогические условия, в которых находился ребенок с момента нарушения слуха, имеют огромное значение для его психического и речевого развития.

Чем раньше были предприняты специальные как медицинские, так и педагогические меры по устранению последствий снижения слуха, тем более успешно будет развиваться ребенок. Создание речевой среды в семье, проведение раннего слухопротезирования, организация специальной работы по развитию слухового восприятия и речи определяет успешное развитие ребенка.

Индивидуальные особенности также влияют на уровень развития речи. В процессе овладения речью играет большую роль активность личности ребенка, подвижность мыслительных процессов. Компенсации слухового дефекта и развитию речи способствует устойчивое зрительное внимание и память.

Формирование речи у глухих детей основывается на компенсаторном использовании сохранных анализаторов в условиях специального обучения. Активно привлекаются зрительное и слуховое восприятие, кинестетические ощущения, тактильно вибрационная чувствительность. Сурдопедагог помогает глухому ребенку овладеть движениями речевого аппарата, развить слуховое восприятие.

Развитие речи слабослышащих детей проходит на основе остаточного слуха при условии естественного общения. Даже если восприятие устной речи неполное, ребенок способен овладеть устной речью самостоятельно, но с различными нарушениями. При создании условий интенсивного развития и использования слуха возможность самостоятельно овладеть грамматическим строем речи быстро возрастает.

Позднооглохшие дети имеют сформированную, развитую речь. У них наблюдается разный уровень сохранности речи. До потери слуха у позднооглохшего ребенка развитие речи и формирование словесного мышления проходило в условиях естественного речевого общения на основе слуха. Большинство позднооглохших детей имеют тяжелую степень слухового дефекта. На первый план коррекционного обучения ставится задача формирования восприятия речи на зрительной основе либо на слухо – зрительной. Позднооглохшие дети должны приобретать навык зрительного восприятия устной речи позже самого момента овладения речью. Этим они отличаются от остальных детей с нарушением слуха.

Речевое развитие играет решающую роль в развитии ребенка как личность. Снижение слуха обуславливает ограничения социального общения. Это ограничение влияет на формирование психики ребенка. Все сферы познавательной деятельности  испытывают дефицит. Страдает речь, восприятие, память, внимание, представление, мышление.

По данным Е.Ф.Рау  первые 2-3 месяца жизни различия между глухим и слышащим ребенком почти не определяются. Крик и гуление глухого ребенка мало отличаются от таковых у слышащих детей. У глухих детей лепет появляется, но постепенно угасает из-за невозможности контроля над своим произношением.

У глухих детей раннего возраста речь не может быть сформирована. Однако у них без специального обучения появляются различные голосовые и артикуляционные реакции. Это различные нечленораздельные звуки, восклицания, связанные с положительными или отрицательными эмоциями ребенка. Эти звуки и используются для привлечения внимания взрослых к себе.

Может наблюдаться смех, плач, произнесение отдельных речевых вокализаций. Дети раннего возраста часто используют эти звуки при общении с взрослыми, в игре. Дети пытаются через лепет выразить свои желания и потребности.

В дошкольном возрасте у глухих детей без обучения речь не формируется. Отмечаются различные голосовые  реакции, звукосочетания, лепет. Без обучения число голосовых реакций сокращается, они становятся более однообразными, к пяти – шести годам исчезают совсем.

Одним из главных условий проведения работы по развитию речи является организация слухоречевой среды, которая предполагает постоянное речевое  общения с ребенком при условии использования слуховых аппаратов. Работа по развитию речи детей младенческого возраста направлена на развитие зрительного и слухового сосредоточения на лице взрослого, его речи, предметах. Это работа проводится длительно, в процессе общения с ребенком в течение всего дня, а также на специальных систематических занятиях.

Развитие речи у детей с нарушениями слуха на 2-3 году жизни имеет более высокий темп. В связи с познанием разных предметов, явлений, у ребенка появляется словарь их названий, действий с предметами. Постоянное использование простых по структуре фраз делает доступными для понимания некоторые из них, наиболее часто повторяемые. Важно учить ребенка понимать значения глаголов, так это необходимо для понимания и использования фраз. С детьми дошкольного возраста продолжается работа, начатая еще в раннем возрасте. Основные требования к организации и содержанию работы с дошкольниками, имеющими нарушенный слух, в семье остаются те же, сто предъявляются к работе с детьми раннего возраста. Однако содержание работы расширяется и углубляется по различным направлениям. 

  • Воспитание и обучение происходит в течение всего дня, включая режимные моменты, игры, свободную деятельность.
  • Занятия, включающие различные виды работ, проводят ежедневно.
  • Создание слухоречевой среды предполагает речевое общение с ребенком всех членов семьи.
  • При работе с ребенком используется слуховой аппарат.

Всестороннее развитие ребенка включает в себя физическое, трудовое воспитание, ознакомление с окружающим миром, игровую деятельность, развитие изобразительной деятельности, работу по развитию речи, формирование элементарных математических представлений, а также обучение чтению.

Развитие интеллекта у детей с нарушениями слуха

В силу дефекта дети с нарушениями слуха значительно отстают от своих сверстников, поэтому здесь необходимо целенаправленное систематическое воспитание. Именно этот процесс осуществляется в детском саду.

Проводимые в детском саду занятия помогают дошкольникам получить знания и умения, соответствующие возрасту, подготовиться к школе. Таким детям требуется специальное обучение в специализированных детских садах. Можно выделить ряд задач умственного воспитания таких дошкольников.

  • Формирование представлений и понятий об окружающем мире.
  • Развитие познавательных психических процессов.
  • Формирование первичных способов интеллектуальной деятельности.
  • Формирование словесной речи.

Все задачи должны осуществляться в процессе игры, специального обучения и труда. Занятия проводятся с широким использованием наглядных пособий, натуральных предметов. Организовываются экскурсии,  просмотры кинофильмов. Параллельно проводятся занятия по развитию речи, где дошкольники закрепляют словарь.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром дети формируют представление о человеке, его деятельности. Получают первичные географические и исторические сведения. Детей знакомят с временными представлениями. Ребенок должен усвоить названия частей суток, времен года.

Сведения, получаемые на занятиях, должны обязательно закрепляться в процессе игр, труда. Уделяется внимание изобразительной деятельности ребенка. На занятиях по рисованию дети учатся конструированию, труду.

Уже на первых занятиях дети выполняют специальные упражнения, направленные на развитие сенсорики. Для этого применяются разные наглядные пособия: яркие игрушки, натуральные предметы.

Большое внимание уделяется работе с бумагой. Эти занятия позволяют формировать у ребенка геометрические представления.

Развитие мелкой моторики осуществляется в процессе подражания детьми движениями рук преподавателя. Это умение формируется у детей при помощи определенных игр: зеркало, мозаика, выкладывание узоров из палочек по образцу.

На занятиях с детьми с нарушениями слуха обязательно проводятся упражнения и игры на внимание: « Лото», «Найди пару».

Огромное значение придается сенсорному воспитанию детей с нарушениями слуха, особенно развитию слухового восприятия. Проводятся упражнения на различение речи и неречевых звуков. В процессе занятий у ребенка складываются определенные представления о мире звуков, что благоприятно сказывается на качестве устной речи.

Весь программный материал разделен по темам и предполагает ступенчатое развитие умственных действий.

В процессе математических занятий преподаватель должен обязательно акцентировать внимание на способе решения того или иного задания, не ограничиваясь только односложными правильными ответами детей. Он должен выяснить, как ребенок пришел к такому ответу.

Необходимым условием для овладения ребенком речью является создание речевой среды. Речевой материал должен постоянно использоваться взрослыми в сходных ситуациях и повторяться детьми.

Ошибки, допускаемые ребенком в словесной речи, обязательно исправляются взрослыми, причем в форме дактильной речи. Это помогает детям с нарушением слуха проанализировать свою речь.

Содержание и методы обучения детей с нарушениями слуха

Трудности в развитии речи у детей с нарушениями слуха обуславливаются следующими причинами:

  • Отсутствие или ослабление звуковой стимуляции речевых зон мозга;
  • Более медленное и своеобразное развитие речи, обусловленное дефектом слуховой информации.

Тяжесть нарушений речевого развития напрямую связана со временем появления нарушений слуха и со степенью его нарушения. Недостаточное развитие звуковой дифференцировки приводит к снижению смыслового различения. Нарушения фонематического развития способствуют возникновению нарушений слухоречевой памяти. Недоразвитие речи обусловливает изменение развития других познавательных процессов, замедление психического развития ребенка.

Для глухих детей создаются специальные общеобразовательные школы - интернаты. Такие заведения решают задачи воспитания, общеобразовательной и трудовой подготовки глухих школьников, коррекции и компенсации недостатков в их развитии. В состав школы входит 12 классов, помимо этого, подготовительный класс для детей 6 лет. Глухие дети получают образование в объеме восьмилетней массовой школы за 12 лет. Обычно в одном классе может находиться не более 12 человек. Особое внимание в коррекционной  и учебно-воспитательной работе уделяется формированию и развитию вербальной речи и словесно – логического мышления, расширению активной речевой практики, развитию остаточного слуха. Основой дидактической системы обучения глухих  и слабослышащих детей является предметно-практическая деятельность, которая выступает в качестве базы для общего и речевого развития, формирования познавательной активности, самостоятельности и сознательности в приобретении знаний, умений и навыков. Главное требование к процессу образования – это организация развивающей слухоречевой среды, предусматривающей слухозрительное и слуховое  восприятие устной речи с помощью звукоусиливающей аппаратуры.

Специализированные школы и школы-интернаты осуществляют воспитание, образовательную и трудовую подготовку, преодоление последствий снижения слуха и речевого недоразвития детей. Применяются методы, максимально стимулирующие детей к активной речевой деятельности, развитию слухового восприятия и формированию навыков чтения с губ, с лица. Школы-интернаты принимают детей с 7 лет. Трудовое обучение детей с нарушениями слуха начинается с 12-летнего возраста и занимает основное место в образовательной программе. С детьми проводится лечебно-реабилитационная, санитарно-гигиеническая, консультационная работа. Все действия направлены на максимальное сохранение остаточного слуха.

Основной причиной отставания в умственном развитии ребенка с недостатками слуха является нарушение развития речи. Проблема заключается в следующем: ребенок не слышит своего голоса и речи окружающих и, следовательно, не может ей подражать. Характер речевых дефектов непосредственно зависит от выраженности снижения слуха и времени возникновения слуховой аномалии. На эти аспекты и работают принципы дифференцированного обучения.

Социокультурная адаптация детей с нарушениями слуха достаточно часто осложняется эмоциональными и поведенческими расстройствами. В большинстве случаев такие дети замкнуты, предпочитают общение с себе подобными, болезненно реагируют на случаи обнаружения их дефекта. Речь глухого или слабослышащего ребенка характеризуется количественной недостаточностью и качественным своеобразием. Часто отмечаются нарушения звукобуквенного состава слов. Потому что некоторые звуки ребенок может не уловить, другие воспринимает неправильно, отчетливо слышит только ударные части слова, недостаточно ясно дифференцирует на слух приставки, окончания слов, все эти обстоятельства обусловливают необходимость предельно раннего начала учебно-воспитательной работы.

В последние десятилетия были проведены теоретические и экспериментальные исследования по ранней коррекции нарушений слуха, согласно которым раннее целенаправленное педагогическое воздействие на детей с нарушенным слухом приводит к принципиально иным результатам по сравнению с традиционными. Благодаря этим исследованиям были разработаны программы и методы ранней комплексной коррекции. Ранней называется коррекция детей в возрасте до 3 лет. Разработанные программы ранней коррекции недостатков слуха у детей способствуют достижению следующих результатов: часть детей  уже к 3-5 годам максимально сближаются по уровню общего и речевого развития с нормально слышащими детьми, что позволяет организовать их интегрированное обучение в среде слышащих без постоянной специализированной помощи; некоторые дети получают возможность обучаться в массовой школе при постоянной помощи сурдопедагога; большинство детей впоследствии могут обучаться в школах для слабослышащих детей.

Дети с нарушениями слуха могут быть включены в систему интегрированного обучения.

Особенности обучения глухих детей

У глухих детей особенно отстает развитие словесно - логического мышления, то есть связи между предметами, признаками, действиями и их словесными обозначениями длительное время не формируются. Наиболее сложна для глухих детей логическая переработка текста, построение умозаключений на основе сведений, предъявляемых в речевой форме.

Специальная школа 1 вида, где обучаются глухие дети, ведет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

  • 1 ступень – начальное общее образование (5-6 или 6-7 лет, в зависимости от того, обучался ли ребенок в подготовительном классе);
  • 2 ступень – основное общее образование(5-6 лет);
  • 3 ступень – полное среднее общее образование(2года, как правило, в структуре вечерней школы).

Для детей, не получивших полной дошкольной подготовки, организуется подготовительный класс. В первый класс принимаются дети с 7 лет. Вся учебная деятельность характеризуется работой по формированию и  развитию словесной устной и письменной речи, общения, умения воспринимать и понимать речь окружающих на слухозрительной основе. Дети учатся использовать остатки слуха для восприятия речи на слух слухозрительно с использованием звукоусиливающей аппаратуры. С этой целью регулярно проводятся групповые и индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны устной речи.

В школах, работающих на билингвистической основе, не только осуществляется равноправное обучение языку словесной и языку жестовой речи, но учебный процесс ведется на языке жестовой речи. В составе специальной школы 1 вида организуются классы для глухих детей со сложной структурой дефекта. Количество детей в классе не должно быть более 6 человек, в классах для детей со сложной структурой дефекта – до 5 человек.

Основное внимание уделяется развитию речи глухих детей, что является наиболее важным фактором в системе социальной адаптации ребенка. Глухие дети овладевают зыком в процессе специального обучения. Русский язык в коррекционной школе имеет коррекционную направленность. Кроме специальных уроков развитию речи способствуют индивидуальные занятия. В процессе становления речи в условиях специального обучения формируется словесно-логическое мышление школьника. Речь оказывает большое влияние на познание ребенком окружающего мира, на развитие эмоционально-волевой сферы и формирование личности в целом. Благодаря словесной речи, неслышащие дети могут развиваться всесторонне, овладевать основами наук, вступать в общение со слышащими детьми, на основе чего и происходит их социальная адаптация.

Работа по языку строится в неразрывном единстве с другими предметами школьного курса. Перед коррекционной школой для глухих детей ставится следующая задача: обеспечить учащимся овладение языком в степени, необходимой им для активной общественной деятельности и труда в среде слышащих людей. Также обучение и воспитание в школе первого вида ориентируется на возможность продолжения образования глухими детьми.

В специальной  школе 2 вида обучаются слабослышащие дети. Коррекционная школа для слабослышащих детей имеет два отделения:

  • для детей с легким недоразвитием речи, связанным с нарушением слуха;
  • для детей с глубоким недоразвитием речи, причиной которого является нарушение слуха.

Если в процессе обучения возникает необходимость перевода ребенка из одного отделения в другое, его переводят в первое отделение согласно рекомендации МППК и с согласия родителей. В первый класс в любое из отделений принимаются дети, достигшие 7 лет, если они посещали детский сад. Для детей, которые по какой-либо причине не имеют соответствующей дошкольной подготовки, во втором отделении организуется подготовительный класс. Наполняемость класса в первом отделении – до 10 человек, во втором – до 8 человек. В специальной школе 2вида образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

  • 1 ступень - начальное общее образование;
  • 2 ступень – основное общее образование;
  • 3ступень – среднее общее образование.

Развитие слухового и слухозрительного восприятия, формирование и коррекция произносительной стороны речи проводятся на специально организованных индивидуальных и групповых занятиях с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования и индивидуальных слуховых аппаратов. Развитие слухового восприятия и автоматизация навыков произношения продолжаются на занятиях фонетической ритмикой и в различных видах деятельности, связанных с музыкой.

Для формирования словаря детей с дефектами слуха, формирования различных форм словесной речи, развития связной речи детей в дошкольный период и в младших классах школы желательно использовать игровые моменты.  Дидактические игры создают необходимую мотивацию овладения речевым материалом. Данные и аналогичные игры можно использовать на занятиях по развитию речи.

«Поезд»

Цель игры: обучение детей чтению и ответам на вопросы.

Оборудование: игрушечный  поезд (5-6 вагонов), игрушки (волк, заяц, лиса, кошка и т.д.), таблички с названиями игрушек, прикрепленные к вагонам поезда.

Ход игры.

Дети сидят или стоят перед учителем. Учитель достает из красивой коробки игрушки и называет их вместе с детьми, дает игрушку каждому ребенку. Учитель показывает детям поезд с табличками, говорит: «Будем играть. Лиса, волк, заяц… едут в гости к кукле. Где едет лиса (заяц, волк…)?» ребенок, у которого находится называемая игрушка, подходит к поезду и сажает в вагон с аналогичной табличкой игрушку. Вместе с педагогом ребенок прочитывает табличку. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не разместят животных по вагонам. После этого поезд уезжает.

«Угадай»

Цель игры: развитие мелкой моторики, обучение глобальному чтению, пониманию вопросов и ответам на них.

Оборудование: черно-белые картинки с изображениями животных, таблички с названиями животных.

Ход игры.

В основе этой игры лежит соотнесение положения пальцев с особенностями  внешнего вида некоторых животных. На наборном полотне выставляются картинки или пиктограммы с изображениями животных, на столах у детей - таблички  их названиями.  С начала учитель уточняет названия животных: указывает на картинку и спрашивает: «Кто это?». Дети находят на столе нужную табличку и прочитывают ее вместе с педагогом. Затем педагог воспроизводит положение пальцев обеих рук, передающее особенности животного (складывает пальцы, изображая клюв гуся, или делает движения двумя пальцами, демонстрируя заячьи ушки.) после чего педагог  предлагает детям воспроизвести движения пальцев, а затем указать на табличку с названием животного. Дети воспроизводят движения пальцев. Указывают на соответствующую табличку и прочитывают  ее. 

Автор материала: Филиппова Наталья Геннадьевна

Источник: http://www.prodlenka.org/uchiteliu-defektologu/det...


Разместил: CEKNPA 12.05.2015, 22:03